?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю публиковать перевод канадского буклета "Долговременные стратегии, а не краткосрочные решения". Про Фетальный алкогольный синдром. Главы публикуются в группе Фейсбука по мере их перевода администратором группы - приемной мамой Мариной Кудрявцевой. С ее разрешения буду выкладывать по порядку. Больше информации в группе https://www.facebook.com/groups/1263627697115550/

ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА

Пример из практики. Семья решила сделать сюрприз своей дочери, пригласив на празднование её Дня Рождения друзей и родственников по секрету от неё. Девочка вернулась домой из школы и обнаружила в гостиной родственников и знакомых, приехавших её поздравить. На сюрприз она отреагировала болезненно – расстроилась, разозлилась, нагрубила и убежала в свою комнату (её островок безопасности). Мама пошла за дочерью объяснять ей, что такое поздравление-сюрприз, и что поздравление и приезд близких людей значит, что она особенная и любимая. Отец остался с гостями объяснять столь неожиданную реакцию дочери. Примерно через полчаса девушка смогла спуститься к гостям. Она пыталась понять, в чем суть происходящего, но чувствовала себя очень некомфортно.

Дети с ФАСН не всегда справляются с обыденными жизненными ситуациями, что может привести к непредсказуемому поведению. Вот некоторые идеи, как помочь ребенку справляться.

• Старайтесь предвидеть возможные раздражающие/отвлекающие факторы, в особенности в таких местах как, например, школьный класс. Открытые окна, двери, скрипучие стулья могут сильно влиять на способность ребенка с ФАСН сосредоточиться на задаче. Для минимизации нежелательного воздействия, старайтесь по возможности закрывать окна и двери, используйте мягкие подложки под ножки стульев (например, разрезанные пополам теннисные мячики)

• Если вы идете куда-либо с ребенком, проанализируйте, какой объем внешних раздражителей Ваш ребенок в состоянии спокойно воспринять. Места с большим количеством разнообразных стимулов (громкая музыка, большое скопление людей, большое количество привлекающих внимание объектов), такие как торговые центры, рестораны быстрого питания, зоны с игровыми автоматами, большие магазины/супермаркеты возможно пока сложны для восприятия Вашего ребенка.

• Если все же Вы хотите посетить такое место, старайтесь планировать посещение на время, когда там наименее людно. Если вы посещаете подобные общественные места многократно, старайтесь выработать привычный маршрут, выбирайте одну и ту же игру в центре развлечений, заказывайте одну и ту же еду в ресторане, чтобы снизить стресс и повысить предсказуемость обстановки для вашего ребенка.

• Контролируйте то, с каким количеством человек Вашему ребенку предстоит общаться в отдельно взятом случае, а также на постоянной основе. По возможности, ограничьте количество гостей и посетителей в вашем доме, приглашайте гостей тогда, когда Вашего ребенка нет дома или когда он спит. Если вы с ребенком идете в гости, на детский праздник, по опыту многих родителей, полезно бывает предусмотреть тихое место для уединения в случае нервной перегрузки.

• Чтобы понять, как Ваш ребенок воспринимает окружающую обстановку, спросите у него, какие запахи он чувствует в настоящий момент. Запишите на отдельном листе бумаги. Затем, спросите, какие звуки он слышит. Также запишите ответы отдельно. Спросите, какие вкусовые ощущения он испытывает. Также запишите. Это упражнение даст Вам понимание того, как воспринимает действительность Ваш ребенок. Само по себе оно может быть занятной совместной игрой с ребенком.

• С точки зрения организации домашней обстановки, придерживайтесь правила «чем меньше, тем лучше»: меньше людей, меньше звуков, меньше вещей, меньше суеты. Важен порядок и правило, что у каждой вещи есть свое постоянное место в доме.

• Старайтесь, чтобы дома было как можно меньше предметов, закрепленных на стенах и свисающих с потолка, особенно это касается тех зон в вашем доме, где ребенку необходимо концентрировать внимание и быть включенным. Если все же есть необходимость закрепить что-либо на потолке, постарайтесь расположить предметы вне поля зрения ребенка. Все, чем Вы не пользуетесь регулярно, старайтесь убирать в шкафы, за ширмы или за занавески.

• Отдавайте предпочтение нейтральным цветам в интерьере, а не ярким краскам. Спрашивайте мнение Вашего ребенка при выборе цветов, особенно если речь идет о его/её комнате. В таком случае у ребенка будет право голоса при принятии решения. Учтя все предпочтения, Вам удастся создать обстановку, в которой ребенку будет приятно и спокойно.

• Если в вашем доме планируется перестановка мебели, продумайте заранее, как отреагирует Ваш ребенок, и что можно предпринять, чтобы облегчить процесс принятия изменений.

• Введите правило, что в каждый момент времени взят со своего места может быть лишь один предмет (игрушка, игра, и т.д.). Настаивайте на том, что прежде чем перейти к другой игре, все ранее задействованные игрушки /предметы должны быть убраны на место.

• При организации хранения, сортируйте предметы по типу (а не по размеру или пространству для хранения). Например, все куклы вместе, все машинки вместе, все книги для чтения вместе, все раскраски вместе, все носки вместе, все кофты вместе и т.д.

• Старайтесь визуально разграничивать пространство. Для этого могут пригодиться малярный скотч, обручи, коврики для зонирования пространства вашего ребенка. Лучше, если в интерьере уже присутствует деление на зоны, а не свободная планировка. С помощью малярного скотча можно сделать разметку в тех зонах, где чаще всего бывает ваш ребенок. Например, можно обозначить границы его рабочего места, его шкафчик и т.д.

• Чтобы обозначить места для разных предметов, используйте таблички из скотча или наклеек с картинками или названиями, указывающими, что «вот здесь место этого предмета».Также используйте таблички на ящиках шкафов и полках. Одним словом или картинкой (только не вырезкой из журнала) обозначайте, что в этом месте хранится. Часто такие таблички оказываются более эффективны, если они нарисованы самим ребенком.

• Чтобы обозначить принадлежность чего-либо вашему ребенку, наклейте фотографию ребенка на этот предмет (например, на шкафчик, домик для игр и т.д.)

• Используйте контурные или штрихованные рисунки, а также символы в виде картинок, чтобы облегчить запоминание (например, куда ставить обувь, куда класть руки и ставить ноги в определенной ситуации, что делать с ложкой, что делать с едой. Разбивайте каждый процесс на этапы и визуально иллюстрируйте порядок действий (например, можно проиллюстрировать поэтапно мытье рук).
Используйте символы для обозначения рукояток холодной и горячей воды (например, солнышко и снежинка)

• Используйте освещение полного спектра, либо естественное освещение вместо флуоресцентных ламп. Хорошо себя зарекомендовали лавовые лампы (т.к. они приятны глазу и действуют успокаивающе).

• Успокаивающим действием обладают экстракты ванили и лаванды. Можно использовать их при обработке предметов быта (например мусорного ведра), кусочек бумажного полотенца или бумажная салфетка с каплей экстракта под подушкой поможет ребенку успокоиться перед сном.

• Используйте зеленый и красный цветовой код, чтобы обозначить на пультах телевизора, видео- или DVD-плеера кнопки «плэй» и «стоп».

• Перманентными чернилами обозначьте стрелками на дверях направление поворота дверных ручек.

• Купите телефон с автоответчиком, который оставался бы в режиме записи в то время, когда на звонок может ответить Ваш ребенок. В таком случае, информация для передачи Вам точно не будет забыта, цифры не перепутаны.

• Купите утюг с функцией автоматического выключения.

• Установите таймер в ванной (можно автоматический)

• Перманентными чернилами обозначьте границы ванной, чтобы предотвратить переливание воды через бортики при наполнении её ребенком.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
1000melochej
Apr. 21st, 2018 07:59 pm (UTC)
Многие из этих рекомендаций, да и из прошлых частей, достаточно универсальные. Всем детям полезен режим, физические нагрузки, свежий воздух и т.п.
Я с Кириллом тоже придерживаюсь принципа "меньше раздражителей", почерпнула его из литературы про высокочувствительных людей (детей). Хотя сейчас он более-менее перерос это. Не представляю, как люди с малышней в гипермаркеты ходят.
Слушай, а ФАСН - это последствия именно алкоголя? От наркотиков его не может быть? Сейчас же у многих био наркоманы.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

work
gentle_jam
gentle_jam

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com