?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мысли вслух и промежуточные результаты.

Итак, Дима переходит в 8 класс.
Дома он с 4,5 лет.

Что имели изначально (мы сейчас только о том, что отразилось на обучении в школе):
- ужасную логопедию ("каша во рту")
- нарушение восприятия обращенной речи (как в аквариуме, как в стеклянном колпаке, в своем параллельном мире - "не слышал"), что признак дислексии или это она и есть...
- уход от реальности (фантазии, параллельные миры), тогда это казалось забавным и безобидным, хотя то, что невозможно было отследить границу между реальностью и вымыслом в его рассказах, напрягало, и потом оказалось, что это все очень мешает реальной жизни - в быту.
Тогда я только знакомилась с этими понятиями - дислексия-дисграфия, оценить его состояние со стороны я не могла - опыта не хватало, разбиралась во всем шаг за шагом, бросалась то к одному специалисту, то к другому, хороших пособий для самостоятельных занятий с ним у меня не было и моя нервная система еще не позволяла мне эффективно заниматься с детьми (первые двое детей пали жертвами, так сказать, последующим повезло гораздо больше - я, конечно не как удав, но треснуть тетрадью по голове мне уже никого не хочется и тупизм и нытье могу переносить гораздо дольше и спокойнее).
С логопедией работали в детском саду в лого-группе и ВСЕ звуки поставили на место. Мы дали ему дополнительный год до школы - он пошел в 7,9. И я была уверена, что мы преодолели эту проблему, он подготовлен и в школе все пойдет своим чередом. К тому же мы выбрали хорошую учительницу.
И первая четверть 1 класса пошла хорошо - он был позитивен, быстро и спокойно делал домашние задания.

Что пошло не так:
- учительница бросила класс после первой четверти - внезапно и это было катастрофой для первоклассников. Дети очень переживали (а в классе было 19 мальчиков!). Пришла молоденькая и неопытная - начался дурдом в классе и учеба пошла на фиг, первый класс был загублен на корню.
У меня был маленький Тимоша, я уже вышла на работу и держать руку на пульсе учебы чутко я не могла. И проблемы повалили снежным комом. Он начал привирать про задания, тетради у них ни фига не проверяли и выясниться, что он не работает где-то и как-то, могло через месяц запущенности. Тогда на мой вопль: - Почему ты врал про домашку? Дима сказал легендарную фразу: - Да я понял, что не справлюсь - слишком много задали, и решил не записывать :)
Тогда он застрял в развитии опять. И прям года два-три оставался на одном уровне. И мы много переживали, что "он не растет".
Во втором классе пришла пожилая опытная учительница и за год обуздала тот наш бешеный класс, наладила работу. И что было прекрасно - Дима был у нее в любимчиках, она его жалела. Она нам очень помогла морально. Даже вдохновила на участие в детской научной конференции, где он выступал с докладом "Выбор собаки для многодетной семьи" :) Очень интересную работу мы с ним провели, но собаку так и побоялись купить, завели кота, с уходом за которым он тоже в итоге не справился. Но я прекрасно понимала, что мы держимся на учительнице и как учиться дальше даже подумать было страшно.

Что мы имели/выявили в начальной школе:
- вся логопедия вылезла на письмо и чтение - превратилась в дисграфию;
- гиперактивность и бесконечные попить-пописать-покакать-упала ручка-не та страница и пр., как только надо было делать домашку, и вой и слезы и муки и швыряния тетрадями и учебниками (мне пришлось первый раз в жизни нанимать няню - репетитора: это были девушки - отличницы, чья задача была сидеть с ним рядом во время уроков и возвращать его внимание к тетрадям);
- сложности с логикой;
- сопротивление правилам, что стало самой говняной чертой его характера, которая осложняет всю его жизнь теперь и отношения с нами (я не помню, было ли это ранее или появилось именно в школе, но он не мог и не может понять, что правила придуманы для того, чтобы облегчить жизнь человечества, а не осложнить жизнь конкретного Димы Д. и запутать его, любое правило отвергается изначально - "а на фига? а почему так? какой дурак это придумал? должно быть все не так, эти тупые учителя" и вечный поиск обходных путей: самым коротким и прямым путем он никогда не идет, только через канадскую границу, буреломы и буераки, размазывая слезы и сопли, швыряясь, психуя, хлопая дверью...);
- никакущая память (это стало понятно только в школе и заставляет нас снова и снова и снова заново проходить пройденное, повторять, закреплять, талдычить бесконечное количество раз).

Лично я в полной мере поняла, что такое дисграфия, когда мы ездили с мужем на выходные в Киев :) Я очень текстовой человек, визуальный, информацию воспринимаю через тексты. А там вдруг вокруг были сотни надписей знакомыми буквами, которые в слова не складывались и мой мозг бесконечно взрывался. У меня к вечеру начинала ужасно болеть голова. Мне кажется именно этот момент отравил мне впечатление от этого интересного города. В итоге подписи в музеях я читала на английском, хоть здесь было все знакомо. Зато это был опыт, который помог мне почувствовать ощущения детей с дисграфией.

А тем временем мы бегали с Димой по врачам, ездили обследоваться в институт коррекционной педагогики, пили всякие таблетки, вели беседы со школьным психологом и логопедом, а также с завучем началки. Он проявлял интерес к кружкам разным и я в силу своей работы в местной журналистике в отделе образования обзавелась кучей полезных связей и Дима мой двигался по периметру от одного супер-профессионала к другому (музыкалка, кикбоксинг, коррекционный педагог+психолог), за год - два выжимая их, как лимончики, и нам приходилось с ними расставаться.
В этот период я писала цикл статей о местной коррекционной школе и однажды попала на день открытых дверей: побывала на разных уроках, посмотрела как работают педагоги. И впечатлилась не на шутку. И прямо там на месте спросила "а можно мне к вам ребенка перевести?". Мне быстренько объяснили про ПМПК, тогда она была еще городской. Мы получили все нужное в школе, взяли заключение в институте коррекц педагогики, записались на комиссию, где все тоже были знакомые. Шла туда с молитвой: "пусть все сложится наилучшим образом". На комиссии меня спросили: - что ты хочешь? Я ответила: прислушаюсь к вашему мнению. Меня спросили: пойдете в коррекцию, если направим? Я сказала: пойдем.
И в 4 класс пошли в коррекционку. На VII вид - для зпрщиков, то есть программа массовой школы, но без углублений и нагрузок.

Жизнь заиграла новыми красками. Жить стало легче и веселее. Все вздохнули свободнее. Нагрузка на порядок снизилась: учебники стали простыми, не гимназическими. Класс - 7 человек. И он стал справляться! Мне уже не нужно было контролировать уроки, он перестал плакать, все делал сам. Английского там кстати не было, он начался только в 5 классе. Мы сначала занимались дома (именно тогда я открыла в себе репетитора по английскому и мне даже удалось им подзаработать пока на работе были простои), потому что не знали, когда и будем ли возвращаться, но потом бросили, ведь с 5 класса он начал учить все заново.

Пару лет он просто хорошо учился в коррекционной школе. Я нашла в себе силы заниматься с ним только, кажется, в декрете с Мишей. Может чуть раньше - чуть позже. Единственно, что я всегда теперь искала способы не объяснять что-то (это могло закончиться детоубийством), а закреплять и оттачивать. Учитывая его плохую память, сопротивляемость и нервозность, нам все время приходилось возвращаться к правилам начальной школы, чтобы в голове уложились азы. И наконец-то я вижу результаты.

Сейчас - с Сашей - я пришла к выводу, что все основные правила русского языка проходят в начальной школе. Поправьте меня, если я не права.
И если их как следует отточить и закрепить, то дальше уже пойдет все по накатанной.
Также именно сейчас я пришла к выводу, что раннее обучение чтению может стать профилактикой дисграфии. Есть ли люди с врожденной грамотностью, но при этом не любящие чтения? Давайте проанализируем этот момент. Я то себя все считала с этой "врожденной грамотностью", при этом всегда знала, что обилие прочитанных текстов (а я как раз из ранних читателей - с 5 лет) - а значит невольное запоминание правильного написания слов, употребления знаков препинания - обязательно благоприятно отразится в будущем на письме. Или я не права?

Вообще я задумывала этот пост, чтобы рассказать, чем мы с ним занимались. И вон как раздула. Но наконец к сути.
Я все про русский язык в основном. Ну и про английский. При этом я всегда, как уже упомянула, искала способы для его самостоятельной работы, чтобы минимизировать наш контакт - только выдача задания и проверка после, не взаимодействовать в процессе, дабы сохранить наши нервы.

Итак, справится с дисграфией, а я считаю, что мы фактически с ней справились, с Димой нам помогло:
1. Контрольное списывание. (Уже в 3-4 классе он научился видеть ошибки и исправлять, если не спешит, если спокойно и вдумчиво проверит написанное). Но списываем до сих пор!
2. Столбики "вставь пропущенную букву": словарные слова и множество других вариаций. Бесконечные столбики с повторами. То есть даже если когда-то что-то было вставлено наугад, в конце концов закрепится правильное написание.
3. Повторить все правила начальной школы нам помогли пособия Г.Г. Мисаренко, вот такие:


Но они подходят только детям, которые уже научились хорошо читать, и готовы пусть меееедленно, но работать самостоятельно: то есть, например, ни Тимоше, ни Саше они пока не подходят - одному велики объяснительные тексты, второй трудно будет в объяснениях разобраться. Как с ними мы занимаемся я потом расскажу отдельно. Нам с Димой они подошли потому, что перед каждой темой до невозможности (для меня излишне, для него в самый раз) разжеван порядок действий для правильного выполнения заданий.





Я до сих пор не вышла с ним на занятия по старшей школе, он так много и так сложно забывал, что мы все топтались и топтались и топтались. Но наконец, кажется, сдвинулись с мертвой точки начальной школы в правилах. А с уроками в школе он как-то сам справлялся, двоек в четвертях не было. В этом году мы ушли из коррекции в гимназию - обстоятельства так сложились и он вынес мне мозг на эту тему - так что теперь объективная картина будет более ясна. Но как я уже сказала, я не собираюсь заниматься с ним по программам 8-9 класса (разве что следующим летом дозрею писать сочинения - изложения, хотела этим летом, но нет), мы и перешли в гимназию для подготовки к ОГЭ фактически (он-то для понту, а я - ради ОГЭ), пусть пашет сам и единственно, что я постараюсь ему и Саше организовать в этом году, так это дополнительные занятия с учителями в школе - бесплатные и платные, в любом случае это дешевле репетиторов.
Я недавно случайно прочитала в фейсбуке перепост Ирины Кожухаровой - письмо - крик души руководителя какого-то фонда помощи детям в детдомах. И там была фраза про бесполезность репетиторов, если дети готовы заниматься только с ним, но не могут применить полученные навыки самостоятельно. И меня осенило, что занятия с репетиторами по математике в этом году по ходу вот так и шли у нас. Дети отлично приспособились носить репетитору свои домашки - за 700-800 р в час-то красота какая. В этом году у нас нет таких средств при таких результатах и я пересматриваю подход.

Что касается английского.
Он учил его со второго класса, потом год со мной.
Снова начал его учить с нуля в 5 классе.
Летом после 6 класса попросил подобрать ему занятия, чтобы опять все повторить с нуля!
Поскольку я уже задолбалась начинать с нуля - я искала ему курс для самостоятельных занятий.
Я как раз тогда увлеклась курсами ЕШКО и именно там нашла подходящее http://www.escc.ru/katalog/products/inostrannye-jazyki/anglijskij-dlja-detej?course=7 Это ужасно дорогой курс на выходе, но раз уж начали, то идем. Они по журналу в месяц присылают и то мы нещадно отстаем.
Главное, что мне там понравилось, так это возможность подростку заниматься самостоятельно.  Там аудиозадания и рабочие тетради. Все разжевывается. Контрольные сдает на сайте. Это единственный курс, где транскрипция пишется русскими буквами. Тетради я проверяю и подбираю дополнительные упражнения, но изучает все сам без меня.



В общем-то это все, о чем я хотела рассказать.
Остальные надежды я возлагаю на гимназию, которой кровь из носу надо, чтобы дети сдали ОГЭ, а то престиж школы. Поэтому я очень рассчитываю, что его теперь гонять в хвост и в гриву буду не только я, но и учителя.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
my_mice
Jul. 2nd, 2016 07:00 pm (UTC)
Не согласна про правила русского языка. У Костика в пятом были чередующиеся корни - это большая и для него довольно сложная тема, ы-и после шипящих и ц, ы и в приставках, о-ё после шипящих, всего этого не было в началке, как и не было всяких тонкостей про не с глаголами и так далее. Пунктуации в началке вообще не было - только однородные члены и точки-вопр.и воскл.знаки. Все остальное уже в средней школе.
gentle_jam
Jul. 2nd, 2016 07:18 pm (UTC)
Может разные программы?
У Саши вот весь пятый класс было одно сплошное повторение.
my_mice
Jul. 3rd, 2016 04:54 am (UTC)
Вполне возможно. Но вряд ли все перечисленные темы были у нее в насалке, значит еще будут. Скорее между пятым и шестым толком все то же, что и было - это у Костика так, причем по русскому и по математике. Но это, может, Битнеровская особенность. Хотя я знаю детей, которые именно пятый и шестой за год проходят.
gentle_jam
Jul. 3rd, 2016 05:21 am (UTC)
Да конечно, наверное, не только повторение дальше. Это я уже не занималась с детьми в этих классах - Вероника и Дима сами с 4-5 получалось учились. Просто база, все основное в началке. У него такая память, что нам все эти годы приходилось твердить и учиться применять хотя бы правила началки. На большее меня уже не хватает :)
Саша вот ходила к репетитору по математике полгода. Они по 5 классу шли. А сейчас всплывает такооооое: и задачи она решать не умеет (даже 1 класс!), и меры длины не разбирает - в общем ещё сюда надо погружаться по полной. А это опять таки азы началки.
baby_rhino
Jul. 2nd, 2016 11:41 pm (UTC)
Слушай, какой крутое сравнение того, как дислексик воспринимает мир - правда же, наверное так и есть: как какой-нибудь славянский язык, когда вроде бы отдельные какие-то слова понятны, но в общем и целом получается какая-то фигня) (Присмотрелась повнимательнее: ты пишешь, что это для дисграфии характерно. Мне кажется, и для дисграфии, и для дислексии, наверное, да?)

gentle_jam
Jul. 3rd, 2016 05:13 am (UTC)
Дислексия-дисграфия - одно из другого вытекает. Дислексия на слух и речь, дисграфия - на письме и чтении. На слух же у него тоже было искаженное восприятие и сейчас есть такое, а раньше зависал, в ступоры уходил, когда речь потоком идёт - все сливается в кашу видимо, на слова не раскладывается. Я не знаю, было ли это у Саши в детстве, она говорит было что-то подобное, сейчас это только как бедный словарный запас у неё. А на письме ужас-ужас.
yurvika
Jul. 3rd, 2016 04:55 am (UTC)
Ох, спасибо тебе за такой аналитичный пост и за рекомедации пособий.
Очень важное сформулировала - нужно, чтобы подросток мог заниматься сам, а мы - только контроль.
У меня с этим - НИКАК. Ни один сам не может. Юрику объективно трудно, вот когда не трудно, он может и один, и довольно долго. Но мы сейчас второй класс пытаемся, а я выяснила, что не все задачи из первого идут легко, все-таки хромает очень абстрактное мышление. И он в половине случаев не понимает, а угадывает. И вот чтобы раскопать, где именно он не понимает, и получается, что надо сидеть рядом, ибо у нас еще и упрямство безграничное, и надо сквозь упрямство пробиться, и устает таки быстро, и понять, что сейчас не может, потому что устал....
А Миша головой-то сам может, а вот СДВГ, и абсолютное отсутствие самоконтроля - и тоже делает, только если я ему в тетрадку смотрю. А даже просто - мальчики за одноим столом и я посередине - делает только тот, в кого я вовлечена.
gentle_jam
Jul. 3rd, 2016 05:15 am (UTC)
Ты погоди. Это только то, что у нас пошло с Димой, с ним я уже давно не могу сидеть.
С Тимошей и Сашей я занимаюсь по другим пособиям, там надо сидеть рядом, есть тоже интересные весьма, соберусь с силами - напишу и про них.
stanika
Jul. 8th, 2016 07:37 am (UTC)
Потрясающая работа! И то, что вы делаете с детьми, и то, что вы об этом пишете!
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

work
gentle_jam
gentle_jam

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com